Приоритетной задачей современной школы является развитие личности каждого ребенка" как неповторимой человеческой индивидуальности, осознающего себя личностью и стремящегося к саморазвитию. Мотивирующим фактором развития и саморазвития личности выступает ценностное самоотношение. По мнению З.И. Гадарбошевой, ценностное самоотношение является основой возникновения потребности в постановке целей и задач личностного роста, мотивации к изменению как качественно новому уровню отношения к своему Я, проявляющемуся в наличии интереса к внутреннему миру, адекватной оценке себя в ситуации успеха и неуспеха учебной деятельности, осознании и принятии ценности своей личности [3: 150].
Результатом развития ценностного самоотношения в младшем подростковом возрасте является развитая система представлений о себе, адекватная, дифференцированная самооценка, самопринятие и самоуважение, которые, отражая определенные составляющие ценностного самоотношения, в совокупности обусловливают актуализацию субъектных качеств личности (открытость, активность, самостоятельность, ответственность, инициативность), обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и являются основой способности к саморазвитию.
В этой связи, разработка системы психологического сопровождения по формированию ценностного самоотношения, включающей комплексную работу психолога с младшими подростками, родителями и педагогами, приобретает особую актуальность.
Обобщение имеющихся представлений о ценностном самоотношении, условиях и факторах его развития позволило наметить основные пути его формирования в процессе психологического сопровождения.
В психологической литературе психологическое сопровождение ребенка определяется как:
– технология, предназначенная для оказания помощи в решении возникающих проблем или их предупреждения на определенном этапе развития ребенка в условиях образовательного процесса (Э.М.Александровская);
– система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (М.Р. Битянова);
– комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, интегрирующих разные технологии, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса с целью обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка (Р.В.Овчарова).
Под психологическим сопровождением мы понимаем систему деятельности психолога, направленную на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности ребенка.
В существующих моделях и концепциях психологического сопровождения отмечается, что родители являются субъектами этого процесса. Наряду с психологом они принимают участие в психологическом сопровождении ребенка на основе принципов сотрудничества и личной ответственности